Защита деловой репутации

С каждым годом деловая репутация российских компаний принимает все большее значение для их собственников. Положительное (позитивное) мнение о профессиональных качествах, успехах, достижениях хозяйствующего субъекта, сложившееся у его клиентов, контрагентов, партнеров, зачастую имеет решающее значение для развития и процветания бизнеса.

Под деловой репутацией коммерческого субъекта понимается сложившееся мнение о профессиональных достоинствах и недостатках, как совокупности оценок и качеств, с которыми их носитель ассоциируется в глазах своих контрагентов, клиентов, потребителей.

Положительная деловая репутация в сфере экономических отношений составляет актив коммерческого субъекта, допускающий ее денежную оценку и использование другими лицами. Всякая негативная оценка профессиональной деятельности и деловых качеств этого лица данный актив уменьшает.

Результатом распространения сведений, порочащих деловую репутацию в сфере предпринимательских и иных экономических отношений, является понижение такой оценки и влечет убыль в сложившемся общественном мнении и утрату доверия партнеров, снижение интереса у потенциальных контрагентов, негативное отношение клиентов к опороченному лицу и иные негативные последствия. Такие потери, бесспорно, отрицательно сказываются на коммерческом результате профессиональной деятельности лица, деловой репутации которого причинен ущерб. В некоторых случаях распространение недостоверных сведений, порочащих репутацию фирмы, может привести к полной ликвидации фирмы.

В связи с этим, защита деловой репутации хозяйствующего субъекта с каждым годом приобретает все большую актуальность.

При этом надо учитывать, что сведения признаются порочащими деловую репутацию хозяйствующего субъекта только в том случае, если они:

— имеют порочащий характер;

— не соответствуют действительности;

— получили распространение.

Если раньше основным способом распространения сведений, порочащих деловую репутацию, являлись публикации в СМИ и на Телевидении, то в последнее время участились случаи распространения такой информации с применением сети Internet. Недостоверная информация может публиковаться на различных сайтах (в том числе и Новостных), форумах, в социальных сетях. Нередки случаи массовой рассылки электронных писем (спама) потенциальным клиентам хозяйствующего субъекта, содержащих недостоверную информацию о нем и о его деятельности.

Основными способами защиты деловой репутации являются следующие:

— опровержение недостоверной информации (как правило, в том же источнике, в котором было произведено первоначальное опубликование недостоверной информации).

— размещение ответа на опубликованные сведения (зачастую применяется, когда невозможно определить виновника распространения сведений, порочащих деловую репутацию);

Вышеуказанные способы защиты деловой репутации могу применятся как в досудебном, так и в судебном порядке.

Помимо «опубликования опровержения» и «размещения ответа» пострадавший хозяйствующий субъект вправе требовать возмещения ущерба, причиненного распространением недостоверных сведений, порочащих его деловую репутацию (взыскание убытков, расходов, неимущественного (репутационного) вреда).

Важно помнить, что обязанность доказывания по делам данной категории распределяется следующим образом:

— истец обязан доказать факт распространения сведений лицом, к которому предъявлен иск, и порочащий его деловую репутацию характер этих сведений;

— ответчик, должен доказать соответствие действительности распространенных им сведений, что исключит возможность удовлетворения в отношении него иска о защите деловой репутации.

В заключение следует отметить, что данная категория дел является одной из самых сложных в юридической практике. Дела о защите деловой репутации имеют ряд нюансов, которые необходимо знать и учитывать при формировании доказательственной базы, составлении и подаче искового заявления и последующем ведении дела в суде. Успешная судебная защита деловой репутации – результат долгого и кропотливого труда юристов, включающего изучение сложившейся судебной практики применения законодательства в данной области, сбора и подготовки доказательственной базы, неоднократного участия в судебных процессах. Эта так категория дел, где не нужно экономить на профессиональной правовой помощи, поскольку положительный имидж в бизнесе окупает все вложенные затраты!